Утверждаю.
Директор МОУ Мокеевской
СОШ: Л.Я.Соколова
Основная образовательная программа
начального общего образования
МОУ Мокеевской средней общеобразовательной школы
Некоузского муниципального района Ярославской области
(примерная программа экологической культуры).
Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «10 »сентября 2011 г.
Содержание основной образовательной программы НОО
№ п/п |
Разделы основной образовательной программы НОО |
Файл, страница |
1.
|
Пояснительная записка |
3 |
2.
|
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования |
11 |
3.
|
Базисный учебный план начального общего образования |
35 |
4.
|
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования |
38 |
5.
|
Программы отдельных учебных предметов, курсов |
61 |
6.
|
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования |
62 |
7. |
Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
78 |
8. |
Программа коррекционной работы |
89 |
9. |
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования |
96 |
10. |
Используемые понятия, обозначения и сокращения |
106 |
I. Пояснительная записка
Полное название школы: Муниципальное образовательное учреждение Мокеевская средняя общеобразовательная школа.
Адрес: 152701, Ярославская область, Некоузский район, село Мокеиха, улица Вокзальная 6.
Организационно-правовая форма: Общеобразовательное учреждение
Учредитель: Управление образования администрации Некоузского муниципального района Ярославской области.
Характеристика внешней среды школы.
МОУ Мокеевская средняя общеобразовательная школа расположена в 70 км от райцентра и в 17 км от опорной Октябрьской средней общеобразовательной школы. Трехэтажное кирпичное учебное здание школы построено в 1960 г. по типовому проекту. Имеется система водоснабжения, канализация, электроснабжение, отопление от центральной котельной. Площадь школьного здания – 1427 м2 . Учебная площадь - 695 м2 . Площадь земельного участка 0,85 га., частично огорожена, озеленена, имеется освещение. В микрорайоне школы расположены Дом культуры с. Мокеиха, филиал районной библиотеки, детский сад.
При организации внеклассной и внешкольной работы школа использует возможности спортивной школы п.Октябрь. Медицинское обслуживание учащихся обеспечивается персоналом Октябрьской районной больницы.
Характеристика внутренней среды школы.
МОУ Мокеевская средняя общеобразовательная школа по организации образовательного процесса и в соответствии с условиями образовательных программ осуществляет образовательный процесс, соответствующий 1,2,3 ступени образования . Образование по всем трем ступеням обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания образования, развитие интеллектуальных, духовных и физических задатков, развитие независимого творческого мышления, реализацию интересов и склонностей учащихся, формирование личностных качеств, необходимых выпускнику для успешной самореализации в условиях конкуренции.
Школа работает в режиме 6-дневной недели, 1 класс – пятидневка. Продолжительность урока – 45 минут.
МОУ Мокеевская СОШ располагается в отдельно стоящем 3-х этажном типовом здании. В нём расположено: 12 учебных кабинетов, в т.ч. кабинет информатики, физкультурный зал (128 м2 ), библиотека, кабинеты директора и заместителя, учительская, буфет рассчитан на 40 мест. Все обучающиеся обеспечены горячим питанием . Имеется гараж, школьный автобус.
Сведения об обучающихся.
Ухудшение демографической ситуации привело к снижению численности населения села и соответственно численности обучающихся. Но на данный момент общая численность стабилизировалась:
2006-2007 учебный год – 9 классов – 74 обучающихся
2007-2008 учебный год – 10 классов – 72 обучающихся
2008-2009 учебный год – 11 классов – 72 обучающихся
2009-2010 учебный год – 10 классов – 59 обучающихся
2010-2011 учебный год – 11 классов – 61 обучающийся
По ступеням образования:
Начальная школа – 3 класса-комплекта – 22 обучающихся
Основная школа – 5 классов-комплектов –32 обучающихся
Старшая школа – 2 класса-комплекта –15 обучающихся.
Школа имеет лицензию на право образовательной деятельности по программам:
п.п. |
Образовательные программы, направления и специальности |
||
Наименование |
Уровень (ступень), нормативный срок освоения |
||
1. |
Общеобразовательные программы начального общего образования * |
начальное общее образование |
4 года |
2. |
Общеобразовательные программы основного общего образования * |
основное общее образование |
5 лет |
3. |
Общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования |
среднее (полное) общее образование |
2 года |
В 2010 году школа получила свидетельство о государственной аккредитации на право выдачи аттестатов обучающимся по коррекционным программам 7 вида.
Общая численность обучающихся на 1.03.2011 года – 61 чел., в т. ч. обучающихся по программам СК VII вида – 7 чел. Все учащиеся обучаются в одну смену.
Сведения о педагогических кадрах.
Школа суверенна и самоуправляема, имеет свой Устав. Учителю предоставлено право на творческое самовыражение, выбор норм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных программ и планов.
Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Кадровый состав в целом остается стабильным. В 2010 -2011 учебном году в школе работает 18 учителей ( 11 основных и 7 совместителей), из них 13 чел. (73 % )с высшим профессиональным, 5 чел ( 27 %) – со средним профессиональным, 4 учителей имеют первую квалификационную категорию, 14 – вторую.
1 учитель имеет звание «Отличник народного просвещения», 4 учителей награждены Почётной грамотой МО Российской федерации.
Учебно-материальная база:
- Наличие учебных кабинетов, их оснащенность:
Количество учебных кабинетов – 12, в том числе специализированный кабинет –информатики.
- Количество обучающихся на 1 компьютер – 9 человек;
Оснащенность ОУ оргтехникой: персональные компьютеры – 21, принтеры – 5, сканеры – 3, модемы – 1, проекторы – 3; использование компьютерной сети –INTERNET.
- Физкультурно-оздоровительная база:
Спортзал с инвентарной комнатой.
- Обеспечение детей учебниками:
Библиотечный фонд составляет 8910 экз., в т. ч. учебной литературы – 4960 экз.
- Информационная база:
- библиотека (учебная литература ),
- компьютерный класс (8 компьютеров, выход в Интернет, мультимедийный проектор)
- в классах, кабинетах директора, заместителя директора, бухгалтерии, в учебных классах имеются компьютеры с выходом в Интернет.
В школе ежегодно проводится мониторинг социально-образовательных потребностей родительской общественности, анкетирование учащихся. Впервые свое отношение к школе родители высказывают в период записи ребенка в школу.
С переходом детей на вторую и третью ступени обучения у родителей и учащихся меняются требования к получению образования: больше внимания уделяется формированию знаний по отдельным предметам, приветствуются самостоятельные формы работы, участие в исследовательской и проектной деятельности, поддерживаются предпрофильные курсы.
С целью определения направлений предпрофильной подготовки будущих девятиклассников ежегодно проводится изучение познавательных интересов в целом к учебной деятельности и по предметам учащихся 7-8 классов и образовательных предпочтений их родителей.
Результаты мониторинга свидетельствуют в целом о положительной динамике в удовлетворенности обучающихся и их родителей уровнем и качеством образовательных услуг, предоставляемых школой. Изучение интересов и образовательные потребности родителей и обучающихся говорит о том, что они постоянно меняются, и для того, чтобы учитывать эти изменения в полной мере школа постоянно работает над расширением социального партнерства, созданием организационно-управленческих структур с целью более открытого управления качеством образования.
Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.
Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности обучающегося.
Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.
Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.
Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.
Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:
- Обучающихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
- общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.
Образовательная программа начального общего образования создана с учетом особенностей и традиций образовательного учреждения МОУ Петровской СОШ, предоставляющих достаточно большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.
Специфика контингента обучающихся определяется тем, что большинство были воспитанниками дошкольного учреждения и имеют начальный уровень сформированности УУД: вполне адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать свое поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщенных способов действий.
Специфика педагогических кадров школы определяется достаточно высоким уровнем профессионализма, инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Педагоги школы постоянно стремятся к совершенствованию своего педагогического мастерства.
Большинство педагогов прошли необходимое обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги умеют осуществлять мониторинг деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.
«Портрет выпускника начальной школы». Анализ результатов анкетирования обучающихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника МОУ Мокеевской СОШ: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, достаточный уровень овладения учебными навыками и действиями. Выпускник школы – доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.
Цель программы. Создание условий для формирования у обучающихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.
Задачи программы
- Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника, и адекватной мотивации учебной деятельности.
- Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
- Развивать коммуникативные качества личности школьника.
- Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
- Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.
- Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации
- Приобщать детей к краеведческому знанию и национальной художественной культуре.
Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.
Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 — 2012 годы и на плановый период до 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.
Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ Мокеевской СОШ, обучающимся и их родителям.