Страница обновлена 02.02.2020

Муниципальное общеобразовательное учреждение Мокеевская средняя общеобразовательная школа

Страница обновлена 02.02.2020
Муниципальное общеобразовательное учреждение Мокеевская средняя общеобразовательная школа

Утверждаю.
Директор МОУ Мокеевской
СОШ: Л.Я.Соколова

 Основная образовательная программа
начального общего образования

МОУ Мокеевской средней общеобразовательной школы
Некоузского муниципального района Ярославской области
(примерная программа экологической культуры).

 

Рассмотрено на заседании педагогического совета
протокол № 1 от «10 »сентября 2011 г.

Содержание основной образовательной программы НОО

№ п/п

Разделы

основной образовательной программы НОО

Файл,

страница

1.

Пояснительная записка

3

2.

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования

11

3.

Базисный учебный план начального общего образования

35

4.

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

38

5.

Программы отдельных учебных предметов, курсов

61

6.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

62

7.

Примерная программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

78

8.

Программа коррекционной работы

89

9.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

96

10.

Используемые понятия, обозначения и сокращения

106

 I. Пояснительная записка

Полное название школы: Муниципальное образовательное учреждение Мокеевская средняя общеобразовательная школа.

Адрес: 152701, Ярославская область, Некоузский район, село Мокеиха, улица Вокзальная 6.

Организационно-правовая форма: Общеобразовательное учреждение

Учредитель: Управление образования администрации Некоузского муниципального района Ярославской области.

Характеристика внешней среды школы.

МОУ Мокеевская средняя общеобразовательная школа расположена в 70 км от райцентра и в 17 км от опорной Октябрьской средней общеобразовательной школы. Трехэтажное кирпичное учебное здание школы построено в 1960 г. по типовому проекту. Имеется система водоснабжения, канализация, электроснабжение, отопление от центральной котельной. Площадь школьного здания – 1427 м2 . Учебная площадь - 695 м2 . Площадь земельного участка 0,85 га., частично огорожена, озеленена, имеется освещение. В микрорайоне школы расположены Дом культуры с. Мокеиха, филиал районной библиотеки, детский сад.

При организации внеклассной и внешкольной работы школа использует возможности спортивной школы п.Октябрь. Медицинское обслуживание учащихся обеспечивается персоналом Октябрьской районной больницы.

Характеристика внутренней среды школы.

МОУ Мокеевская средняя общеобразовательная школа по организации образовательного процесса и в соответствии с условиями образовательных программ осуществляет образовательный процесс, соответствующий 1,2,3 ступени образования . Образование по всем трем ступеням обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания образования, развитие интеллектуальных, духовных и физических задатков, развитие независимого творческого мышления, реализацию интересов и склонностей учащихся, формирование личностных качеств, необходимых выпускнику для успешной самореализации в условиях конкуренции.

Школа работает в режиме 6-дневной недели, 1 класс – пятидневка. Продолжительность урока – 45 минут.

МОУ Мокеевская СОШ располагается в отдельно стоящем 3-х этажном типовом здании. В нём расположено: 12 учебных кабинетов, в т.ч. кабинет информатики, физкультурный зал (128 м2 ), библиотека, кабинеты директора и заместителя, учительская, буфет рассчитан на 40 мест. Все обучающиеся обеспечены горячим питанием . Имеется гараж, школьный автобус.

Сведения об обучающихся.

Ухудшение демографической ситуации привело к снижению численности населения села и соответственно численности обучающихся. Но на данный момент общая численность стабилизировалась:

2006-2007 учебный год – 9 классов – 74 обучающихся

2007-2008 учебный год – 10 классов – 72 обучающихся

2008-2009 учебный год – 11 классов – 72 обучающихся

2009-2010 учебный год – 10 классов – 59 обучающихся

2010-2011 учебный год – 11 классов – 61 обучающийся

По ступеням образования:

Начальная школа – 3 класса-комплекта – 22 обучающихся

Основная школа – 5 классов-комплектов –32 обучающихся

Старшая школа – 2 класса-комплекта –15 обучающихся.

Школа имеет лицензию на право образовательной деятельности по программам:

п.п.

Образовательные программы, направления и специальности

 

Наименование

Уровень (ступень), нормативный срок освоения

1.

Общеобразовательные программы начального общего образования *

начальное общее образование

4 года

2.

Общеобразовательные программы основного общего образования *

основное общее образование

5 лет

3.

Общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования

среднее (полное) общее образование

2 года

В 2010 году школа получила свидетельство о государственной аккредитации на право выдачи аттестатов обучающимся по коррекционным программам 7 вида.

Общая численность обучающихся на 1.03.2011 года – 61 чел., в т. ч. обучающихся по программам СК VII вида – 7 чел. Все учащиеся обучаются в одну смену.

Сведения о педагогических кадрах.

Школа суверенна и самоуправляема, имеет свой Устав. Учителю предоставлено право на творческое самовыражение, выбор норм и методов обучения и воспитания, на авторство учебных программ и планов.

Школа полностью укомплектована педагогическими кадрами. Кадровый состав в целом остается стабильным. В 2010 -2011 учебном году в школе работает 18 учителей ( 11 основных и 7 совместителей), из них 13 чел. (73 % )с высшим профессиональным, 5 чел ( 27 %) – со средним профессиональным, 4 учителей имеют первую квалификационную категорию, 14 – вторую.

1 учитель имеет звание «Отличник народного просвещения», 4 учителей награждены Почётной грамотой МО Российской федерации.

Учебно-материальная база:

  • Наличие учебных кабинетов, их оснащенность:

Количество учебных кабинетов – 12, в том числе специализированный кабинет –информатики.

  • Количество обучающихся на 1 компьютер – 9 человек;

Оснащенность ОУ оргтехникой: персональные компьютеры – 21, принтеры – 5, сканеры – 3, модемы – 1, проекторы – 3; использование компьютерной сети –INTERNET.

  • Физкультурно-оздоровительная база:

Спортзал с инвентарной комнатой.

  • Обеспечение детей учебниками:

Библиотечный фонд составляет 8910 экз., в т. ч. учебной литературы – 4960 экз.

  • Информационная база:
    • библиотека (учебная литература ),
    • компьютерный класс (8 компьютеров, выход в Интернет, мультимедийный проектор)
    • в классах, кабинетах директора, заместителя директора, бухгалтерии, в учебных классах имеются компьютеры с выходом в Интернет.

В школе ежегодно проводится мониторинг социально-образовательных потребностей родительской общественности, анкетирование учащихся. Впервые свое отношение к школе родители высказывают в период записи ребенка в школу.

С переходом детей на вторую и третью ступени обучения у родителей и учащихся меняются требования к получению образования: больше внимания уделяется формированию знаний по отдельным предметам, приветствуются самостоятельные формы работы, участие в исследовательской и проектной деятельности, поддерживаются предпрофильные курсы.

С целью определения направлений предпрофильной подготовки будущих девятиклассников ежегодно проводится изучение познавательных интересов в целом к учебной деятельности и по предметам учащихся 7-8 классов и образовательных предпочтений их родителей.

Результаты мониторинга свидетельствуют в целом о положительной динамике в удовлетворенности обучающихся и их родителей уровнем и качеством образовательных услуг, предоставляемых школой. Изучение интересов и образовательные потребности родителей и обучающихся говорит о том, что они постоянно меняются, и для того, чтобы учитывать эти изменения в полной мере школа постоянно работает над расширением социального партнерства, созданием организационно-управленческих структур с целью более открытого управления качеством образования.

Основная образовательная программа начального общего образования, разработанная в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Актуальность программы. Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают ее успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность к освоению требований основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности обучающегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности обучающегося.

Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребенка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребенка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребности:

  • Обучающихся - в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;
  • общества и государства - в реализации программ развития личности, направленных на формирование, способностей к продуктивной, творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений, которые обеспечат в будущем становление интеллектуальной элиты.

Образовательная программа начального общего образования создана с учетом особенностей и традиций образовательного учреждения МОУ Петровской СОШ, предоставляющих достаточно большие возможности обучающимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности.

Специфика контингента обучающихся определяется тем, что большинство были воспитанниками дошкольного учреждения и имеют начальный уровень сформированности УУД: вполне адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать свое поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщенных способов действий.

Специфика педагогических кадров школы определяется достаточно высоким уровнем профессионализма, инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности в развитии творческого потенциала детей. Педагоги школы постоянно стремятся к совершенствованию своего педагогического мастерства.

Большинство педагогов прошли необходимое обучение и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги умеют осуществлять мониторинг деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.

«Портрет выпускника начальной школы». Анализ результатов анкетирования обучающихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника МОУ Мокеевской СОШ: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, достаточный уровень овладения учебными навыками и действиями. Выпускник школы – доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

Цель программы. Создание условий для формирования у обучающихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

Задачи программы

  1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника, и адекватной мотивации учебной деятельности.
  2. Обеспечить условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
  3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.
  4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.
  5. Продолжить создание в ОУ развивающей предметной среды.
  6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, музыкальные и танцевальные импровизации
  7. Приобщать детей к краеведческому знанию и национальной художественной культуре.

Программа построена на основе следующих принципов: гуманизации и культуросообразности, целостности и вариативности, индивидуализации и дифференциации, преемственности, системности, открытости, творческой активности личности и основных принципов дидактики.

Нормативно-правовые, методические и иные документы, необходимые для реализации ОПНШ. Закон РФ «Об образовании», Комплексный план формирования и реализации современной модели образования в Российской Федерации на 2009 — 2012 годы и на плановый период до 2020 года, Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения.

Адресность программы. Программа адресована педагогическому коллективу МОУ Мокеевской СОШ, обучающимся и их родителям.