Профориентация

      Возросшие требования современного высокотехнологичного производства к уровню профессиональной подготовки кадров актуализируют проблемы профессиональной ориентации молодежи. Рыночные отношения требуют подготовки компетентного специалиста, способного к функциональной адаптации в различных сферах деятельности, умеющего самостоятельно проектировать и реализовывать свои образовательные и профессиональные ценности, саморазвиваться на протяжении всей жизни, в связи с чем профориентация детей и молодежи является проблемой не только педагогической, но и общественной. Сущность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления противоречия между объективно существующими потребностями рынка труда в сбалансированной структуре кадров и неадекватными традиционно сложившимися субъектными профессиональными устремлениями молодежи. Профориентация должна учитывать не только способности личности, но и ее возможности, а также условия для сознательного профессионального самоопределения.
     Правильно выбранная профессия - это:

  • возможность реализовать себя, развить свои таланты и способности;
  • основа для уважения и самоуважения человека;
  • основа материального благополучия и возможности иметь многое для собственного развития и удовлетворения;
  • радость творчества.

     Выбор профессии – одно из важнейших решений, принимаемых в жизни. Как не ошибиться при выборе профессии, где получить консультацию по профориентации, какая профессия подходит больше всего – ответы на эти и другие вопросы можно найти в виртуальном кабинете профориентации (профориентационном кабинете).
     Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) – одна из форм инновационной организации профориентационной работы, он создается на сайте общеобразовательной организации как форма интерактивного общения и является электронным информационным ресурсом.
Отличительной особенностью современной инновационной формы организации профориентационной работы является то, что она представляет собой систему подготовки молодежи к свободному, сознательному и самостоятельному выбору профессии, где должны учитываться индивидуальные особенности личности и ее потребности, с одной стороны, и рынок труда – с другой.
     В целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы с обучающимися общеобразовательных организаций следует проводить мероприятия с применением современных информационно-коммуникационных средств (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации), направленные на обсуждение проблем перспективного развития профессий и рынка труда. Необходимо предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с такими аспектами, как особенности профессиональной деятельности, содержание профессионально-квалификационных характеристик, условия труда в той или иной профессиональной области, специфика взаимодействия в трудовом коллективе и т.д.

1. Цели и задачи виртуального кабинета профориентации
(профориентационного кабинета):

  • создание условий для организации и проведения системной и комплексной профориентационной работы с педагогами, обучающимися и родителями по вопросам профессиональной ориентации, индивидуальных и групповых консультаций, а также самостоятельного ознакомления абитуриентов с материалами о разных профессиях, физическими и психологическими требованиями к той или иной профессии;
  • оказание профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
  • выработка сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
  • создание информационной базы для развития профориентационной работы в общеобразовательных организациях и использования современных образовательных технологий;
  • создание условий для развития у обучающихся способностей к профессиональной адаптации в современных социально – экономических условиях через создание единого информационного пространства;
  • разработка механизма содействия выбора ВУЗа или СУЗа выпускниками ОО;
  • помощь обучающимся в профессиональном самоопределении и формировании личного профессионального плана;
  • распространение информационно-справочных и профессиографических материалов о профессиях и потребностях экономики области в квалифицированных кадрах.
  • предоставлять информацию не только о различных профессиях, но и информацию, связанную с особенностями профессиональной деятельности, содержанием профессионально-квалификационных характеристик, условий труда в той или иной профессиональной области и т.д.
  • в целях повышения эффективности и результативности профориентационной работы активнее использовать возможности информационно-коммуникационных технологий, потенциал интернет-ресурсов (мультимедийные презентации, видеоролики, он-лайн конференции по профориентации и др.), направленные на обсуждение проблем профессионального ориентирования;

Виртуальный кабинет профориентации (профориентационный кабинет) поможет учащемуся:

  • познакомиться с миром профессий;
  • получить информацию об учебных заведениях;
  • пройти профориентационное и психологическое тестирование;
  • получить консультацию о своих индивидуальных психологических особенностях и о том, как их учитывать при построении профессиональной карьеры;
  • посмотреть видео-, фотоматериалы о профессиях.

Основные направления работы кабинета:

  • информирование о потребностях рынка труда района и области, о путях получения профессии и возможностях трудоустройства;
  • организация индивидуальных консультаций обучающихся и их родителей по вопросам выбора профессии и дальнейшего трудоустройства;
  • организация виртуальных выставок, виртуальных экскурсий, электронного музея профессий (с использованием компьютерного и мультимедийного оборудования, web-ресурсов);
  • формирование и регулярное обновление банков информационных, просветительских, пропагандистских материалов по профориентационным вопросам.

2. Основные результативные критерии эффективности работы
виртуального кабинета профориентации (профориентационного кабинета):

  • Доступность информации на сайте. Информация должна быть понятной каждому, и постоянно дорабатываться и совершенствоваться.
  • Потребность в представленной информации по профессии.
  • Активное использование различных интерактивных ресурсов: виртуальные коммуникативные площадки; виртуальные выставки; материалы проектной деятельности в рамках проведения профориентационной работы;

         Источники:

  • Организация работы с информационно-коммуникационными технологиями  в  образовательных учреждениях, органах местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. /Авторы-составители Солопова Н.К., Баскакова Н.И., Бойко Е.Ю., Шильдяева Л.В. – Тамбов: ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования», 2010.- 42 с.
  • http://www.mediaeducation.ru/publ/jurin-grib1.shtml - _ftnref7#_ftnref7Райков Б.Е. Методика и техника ведения экскурсий. — Петроград, 1922.
  • http://www.panotours.ru/ Виртуальные экскурсии и 3d-путешествия
  • https://edugalaxy.intel.ru/?automodule=blog&blogid=1718&showentry=1165 Виртуальные экскурсии? Почему бы и нет?
  • http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=107408&tmpl=com Творческая площадка по созданию виртуальных экскурсий
  • http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/6453-2013-02-16-07-57-31 Роль экскурсии в воспитании студентов ссуза
  • http://www.youtube.com/watch?v=CN0iUevCh1Q
  • http://mon-ru.livejournal.com/tag/special

 

Все вузы России

Электронный музей профессий

Как правильно выбрать профессию

Тесты по выбору профессии

Центр профессионального тестирования

Сайт Rabota.su

Страница обновлена 01.04.2024